Что такое СКГО?(система контроля герметичности оболочек твэлов)
Упрощенно тепловая схема АЭС с реакторами РБМК выглядит следующим образом: главными циркуляционными насосами (ГЦН) водяной теплоноситель подается в каналы реактора, в которых теплоноситель, охлаждая топливные сборки, сам разогревается до 284 градусов, после чего попадает в барабан-сепараторы, из которых уже подается под давлением в 65 атмосфер на турбины, вырабатывающие электричество.
http://www.slavutich.cn.ua/image/users/ ... 000070.jpg Система контроля герметичности оболочек твэлов (СКГО) предназначена, как следует из названия, для контроля герметичности топливных сборок. И осуществляется по активности пароводяной смеси в ПВК у входа их в барабаны-сепараторы. Контроль ведется непрерывно в процессе эксплуатации реактора РБМК и в периоды перегрузки топливных сборок в реакторах…
Точнее сказать, на АЭС с реакторами РБМК в состав СКГО входят две системы контроля: одна (первичная) контролирует активность острого пара в 4-х барабан-сепараторах (БС). И если в БС возрастает активность – это первый признак того, что в какой-то топливной сборке (или нескольких сразу) образовались микро-трещины и эта сборка стала «газить».
Для ответа на вопрос: какая именно сборка потеряла свою герметичность? – предназначена вторая система, обеспечивающая возможность поканального контроля реактора. Сам реактор, образно говоря, представляет из себя вертикальную бочку диаметром 11,8 метра и высотой 7 метров, в которой находится порядка 1700 каналов, в которых установлены топливные сборки и пару сот каналов системы управления и защитой (СУЗ).
Острый пар из реактора поступает в барабан-сепаратор (специальный сосуд для отделения пара от капелек воды) по каналам, размещенным в 4 параллельных ряда. БС -- упрощенно говоря, 30-ти метровая бочка, расположенная горизонтально.
На один реактор приходится 4 барабан-сепаратора, к которым подходит, соответственно, 16 рядов каналов. А между двумя соседними рядами каналов по рельсам ездит специальная тележка СКГО, на которой установлено 2 спектрометрических датчика. С помощью которых и контролируется поканальная активность и состояние топливных сборок.
http://www.slavutich.cn.ua/image/users/ ... 000072.jpg Найти негерметичную сборку в реакторе не так просто как кажется, ибо микротрещина в сборке открывается на определенный промежуток времени, а показания с датчика поступают во время движения тележки между каналами. Так что не факт, что именно в тот момент, когда тележка проезжает мимо канала, в котором находится негерметичная сборка, она «газит»…
После того, как выявляется подозрительный канал, ДЭС устанавливает тележку с датчиком конкретно на данный ТК (то есть канал ставится под постоянный контроль). Если ДЭС приходит к выводу, что топливная сборка является негерметичной, он докладывает своему руководству, а затем принимается решение о выгрузке данной сборки из реактора.
Окончательные выводы о степени негерметичности топливной сборки делают после помещения выгруженной ТС в отдельный пенал и отбора проб из пенала. То есть на практике даже если сборка признана негерметичной (но не критично), то её могут вновь загрузить в реактор. Потому как стоимость одной топливной сборки составляет порядка полумиллиона «убитых енотов», а срок выгорания ТВС составляет порядка 8 лет…
А уж если «доктор сказал в морг», то негерметичную сборку сначала помещают в отдельный пенал и выдерживают несколько лет в специальном бассейне выдержки на блоке, а затем отправляют на ХОЯТ (хранилище отработанного ядерного топлива)…
Кстати, размещенное в бассейне выдержки топливо красиво светится синим цветом (так называемый эффект Вавилова-Черенкова)…
http://www.slavutich.cn.ua/image/users/ ... 000073.jpg Короче, «охота» на негерметичную сборку -- это работа, требующая знаний, терпения и затрат времени. Лично мне эта работа очень нравилась, так как требовала определенных аналитических способностей. Ну и к тому же ДЭСы КГО работали в одной команде с элитой оперативного персонала – инженерами управления блоком. Со всеми вытекающими бонусами в виде услуг массажисток (ввели сразу после аварии, а прекратили в начале 90-х), тренажеров, доставляемого на БЩУ «хавчика», общения с высокими гостями станции и т.д., и т.п..
Но при этом эта работа была менее напряженной, чем у «пианистов» -- СИУРов, ВИУТов и ВИУБов, которые при разных переходных процессах скачут возле своих пультов, как проклятые…