В ныне действующем Законе Украины №1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" во втором абзаце ч.1 ст.24 сказано:
До страхового стажу для обчислення розміру пенсії за віком, з якого обчислюється розмір пенсії по інвалідності або у зв'язку з втратою годувальника, крім наявного страхового стажу, зараховується також на загальних підставах відповідно період з дня встановлення інвалідності до досягнення застрахованою особою віку, передбаченого статтею 26 цього Закону, та період з дня смерті годувальника до дати, коли годувальник досяг би віку, передбаченого статтею 26 цього Закону.
Здесь предлагается весь период со дня установления инвалидности (со дня смерти кормильца) до достижения пенсионного возраста включать в страховой стаж сразу весь.
Фраза «на общих основаниях» недостаточно четко оговаривает порядок включения этого периода в страховой стаж, что позволило ПФУ на практике отказаться от использования этого периода в некоторых частях общей процедуры вычисления размера пенсии (например, продолжительность упоминаемого периода не учитывается при оптимизации расчетного заработка по третьему абзацу ч.1 ст.40 ЗУ 1058- IV ).
Включение сразу всего упомянутого периода в страховой стаж лишает инвалида возможности последующего перерасчета размера пенсии в связи с изменением страхового стажа как это предусмотрено для работающих граждан и, тем самым, возможности полноценного осовременивания размера пенсии, обрекает однажды назначенную пенсию на устаревание. Размер пенсии «замораживается» (копеечные «повышения» по ч.2 ст.42 не в счет), не подлежит перерасчетам и неуклонно отстает от роста зарплат и цен.
Кроме того, здесь не учтено и то обстоятельство, что инвалид может продолжать работать, а также тот факт, что в большинстве случаев инвалидность (и пенсия по инвалидности) устанавливается на вполне определенный срок; периоды инвалидности и трудовой деятельности могут чередоваться и пересекаться.
При восстановлении трудоспособности период пребывания на инвалидности уже не включается в страховой стаж для расчета размера пенсии.
Предложение законодателям: Для неработающих инвалидов периоды пребывания на инвалидности учитывать в страховом стаже наравне с периодами трудовой деятельности. На таких же условиях учитывать время со дня смерти кормильца до даты, когда он достиг бы пенсионного возраста.
Также учитывать эти периоды и в других специальных видах стажа (стаже научной работы, стаже государственной службы и др.).
Однако, такие периоды не должны участвовать в расчете заработка для вычисления размера пенсии, т.е. не должны включаться (должны пропускаться) в выбираемые 60 месяцев (по первому абзацу ч.1 ст.40 этого Закона) для расчета заработка.
При таком подходе страховой стаж инвалида будет изменяться точно так же, как если бы он продолжал работать, т.е. как и страховой стаж работающего. Однажды засчитанный период уже не будет изыматься из страхового стажа при восстановлении трудоспособности и возобновлении трудовой деятельности.
Через установленные Законом промежутки времени (сейчас это два года) инвалиды получат те же права на осовременивающий перерасчет пенсии, что и работающие – без такого перерасчета размер пенсии инвалида обречен на устаревание, т.е. на неуклонное отставание от роста цен, зарплат, пенсий.
Трудовую книжку при таком подходе следовало бы сдавать в местный пенсионный отдел УПФУ, где бы и делались соответствующие записи о "взятии на содержание", "снятии с довольствия", "зачисления на полставки" (для работающих инвалидов) – аналогично трудовым приемам/увольнениям.
2006-2008 гг.