До начала Пенсионной реформы в Украине размер пенсии вычислялся, исходя из личного среднего заработка, представленного в текущих денежных единицах национальной валюты (рублях, карбованцах, гривнах). Однако, при галопирующей инфляции, обесценивании денежных единиц национальной валюты, их деноминации и смене названия, а также при быстром росте цен и таких показателей на-циональной экономики как прожиточный минимум и средняя заработная плата по стране, представление заработков в абсолютных денежных единицах уже не отражает тот вклад, который внес работник своим трудом в национальную экономику.
Так, например, заработок в 300 гривен в январе 1999 года давал весьма неплохое обеспечение (он вдвое превосходил средний по стране). Однако совершенно неразумно использовать это абсолютное значение при исчислении размера пенсии сегодня, когда 300 гривен уже представляют заработок ниже минимального и ниже даже прожиточного минимума. Притом, что ту обеспеченность, которую в январе 1999 года имел работник, зарабатывавший 300 гривен, и тот вклад в национальную экономику, в январе 2007 года имеет работник, зарабатывающий свыше 2100 грн. Потому складывать в одной формуле два таких заработка совершенно бессмысленно – они имеют сильно различающиеся значения, которые, тем не менее, давали примерно одинаковую обеспеченность, выраженную например, в количестве товара, которое можно было приобрести в соответствующий период времени. Бессмысленно также и назначать пенсию в 2007 году исходя из заработка в 300 гривен в январе 1999 года.
Именно из таких соображений разработчики Пенсионной реформы в Украине (проект компании ПАДКО "Внедрение пенсионной реформы в Украине" при технической помощи Агентства США по международному развитию под руководством Грега Мак Таггарта) предложили производить пенсионные расчеты в инвариантных относительных единицах, принимая за единицу среднюю заработную плату по стране в соответствующий период. При этом предусматривается получать осовремененное значение заработка в текущих национальных денежных единицах по текущей средней зарплате по стране.
Это предложение реализовано в законах Пенсионной реформы в виде понятия коэффициент заработка – отношение личного заработка к среднему по стране.
В приводимом примере заработок в 300 гривен в январе 1999 года более чем в два раза превосходит средний по стране в тот же месяц (148,16 грн.) и дает коэффициент заработка, равный 2,02484. При расчетах размера пенсии в 2007 году по такому значению коэффициента заработка (при желании увидеть абсолютное значение в текущих денежных единицах) будет получено значение заработка, равное 2108,81 грн. (среднемесячная зарплата по Украине в 2006 году 1041,47 грн., умноженная на личный коэффициент заработка 2,02484).
Таким образом, этот новый показатель – средний личный коэффициент заработка – является величиной, отражающей средний личный заработок для начисления пенсии.
Искусственное уменьшение этого показателя новыми законодательными актами ухудшает положение гражданина, которому вычисляется новый размер пенсии точно так же, как если бы новые нормы устанавливали учет заработка не в полном объеме, а например, только какую-либо его часть.
Однако, ст. 5 Гражданского кодекса Украины оговаривает порядок применения к прошлым отношениям новых норм, ухудшающих положение лица – они могут быть применены лишь к новым отношениям.
ст.5 ГКУ писал(а):
Стаття 5. Дія актів цивільного законодавства у часі
1. Акти цивільного законодавства регулюють відносини, які виникли з дня набрання ними чинності.
2. Акт цивільного законодавства не має зворотної дії у часі, крім випадків, коли він пом'якшує або скасовує цивільну відповідальність особи.
3. Якщо цивільні відносини виникли раніше і регулювалися актом цивільного законодавства, який втратив чинність, новий акт цивільного законодавства застосовується до прав та обов'язків, що виникли з моменту набрання ним чинності.
1. Акти цивільного законодавства регулюють відносини, які виникли з дня набрання ними чинності.
2. Акт цивільного законодавства не має зворотної дії у часі, крім випадків, коли він пом'якшує або скасовує цивільну відповідальність особи.
3. Якщо цивільні відносини виникли раніше і регулювалися актом цивільного законодавства, який втратив чинність, новий акт цивільного законодавства застосовується до прав та обов'язків, що виникли з моменту набрання ним чинності.
Например у меня после 01.01.2007 г. не было никаких заработков (их не было с апреля 2003 года), т.е. все мои заработка получены до вступления в силу Закона Украины № 190-V от 22.09.2006г. Потому в новом расчете научной пенсии должен использоваться коэффициент заработка, вычисленный в предыдущем расчете, а не уменьшенный по нормам новой редакции ст. 24 Закона Украины № 1977-XII «О научной и научно-технической информации» (ч.6 и ч.7).
В этом и заключается одно из моих исковых требований – при новом назначении мне пенсии использовать в новом расчете ранее вычисленный коэффициент заработка.