Отдельно стоит сказать о делах относительно соцвыплат (обжалования физическими лицами решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий по исчислению пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот), переживших уже немало пертурбаций. На сегодня они рассматриваются, как известно, в порядке сокращенного производства. Соответствующая новая норма ст. 183-2 введена Заключительными положениями Закона «О судоустройстве и статусе судей», ранее ее не было. Это означало сокращение сроков рассмотрения для так называемых бесспорных дел, рассмотрение его судьей единолично, без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле.
Впрочем, как отмечал председатель Высшего административного суда Украины Александр Пасенюк, «хотя сама идея открытия сокращенного производства является прогрессивной, подход к форме такого рассмотрения дела планировался другой. Сейчас сокращенное производство как одна из форм рассмотрения дел судами первой инстанции приживается нелегко. Применить эти нормы непросто. Кроме того, нарушается один из важнейших принципов админпроизводства – право на публичное рассмотрение дела, поскольку по правилам сокращенного производства стороны не присутствуют в судебном заседании».
Законопроектом г-на Кивалова в ст. 183-2 КАСУ предлагается внести следующие изменения: постановление суда по итогам сокращенного производства может содержать заключение суда об отказе в удовлетворении иска полностью или частично (на сегодня – только об удовлетворении (п. 6 ч. 6 ст. 183-2), а обязанность ответчика исполнить постановление немедленно не распространяется на постановления по делам, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 183-2 КАСУ, т. е. на упомянутые дела о соцвыплатах. Административная юстиция, очевидно, также не против таких изменений. Как подчеркнул г-н Пасенюк, «сокращенное производство трудно приживается в судах еще и потому, что по своему содержанию нормы требуют, чтобы иск обязательно подлежал удовлетворению. В противном случае дело должно рассматриваться в общем порядке. Т. е. опять теряется задача сокращенного производства – ускорение рассмотрения дела. Также возникают проблемы с исполнением судебных решений. В случае сокращенного производства постановления суда первой инстанции подлежат исполнению немедленно (абз. 2 ч. 1 ст. 256 КАСУ). Например, если суд удовлетворил иск физического лица относительно социальных выплат, постановление исполняется немедленно и в полном объеме. Субъект властных полномочий может обжаловать такое постановление в апелляционный суд. Однако пока ответчик готовит обжалование, постановление будет выполняться, и с органов Пенсионного фонда, отделов труда и социальной защиты деньги будут взысканы. И даже если апелляционный суд примет противоположное решение, т. е. откажет физическому лицу в удовлетворении иска, то, по ст. 266 КАСУ, вернуть средства, взысканные в пользу физического лица, нельзя. И это еще не весь спектр несовершенства этого производства».
Впрочем, как отмечал председатель Высшего административного суда Украины Александр Пасенюк, «хотя сама идея открытия сокращенного производства является прогрессивной, подход к форме такого рассмотрения дела планировался другой. Сейчас сокращенное производство как одна из форм рассмотрения дел судами первой инстанции приживается нелегко. Применить эти нормы непросто. Кроме того, нарушается один из важнейших принципов админпроизводства – право на публичное рассмотрение дела, поскольку по правилам сокращенного производства стороны не присутствуют в судебном заседании».
Законопроектом г-на Кивалова в ст. 183-2 КАСУ предлагается внести следующие изменения: постановление суда по итогам сокращенного производства может содержать заключение суда об отказе в удовлетворении иска полностью или частично (на сегодня – только об удовлетворении (п. 6 ч. 6 ст. 183-2), а обязанность ответчика исполнить постановление немедленно не распространяется на постановления по делам, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 183-2 КАСУ, т. е. на упомянутые дела о соцвыплатах. Административная юстиция, очевидно, также не против таких изменений. Как подчеркнул г-н Пасенюк, «сокращенное производство трудно приживается в судах еще и потому, что по своему содержанию нормы требуют, чтобы иск обязательно подлежал удовлетворению. В противном случае дело должно рассматриваться в общем порядке. Т. е. опять теряется задача сокращенного производства – ускорение рассмотрения дела. Также возникают проблемы с исполнением судебных решений. В случае сокращенного производства постановления суда первой инстанции подлежат исполнению немедленно (абз. 2 ч. 1 ст. 256 КАСУ). Например, если суд удовлетворил иск физического лица относительно социальных выплат, постановление исполняется немедленно и в полном объеме. Субъект властных полномочий может обжаловать такое постановление в апелляционный суд. Однако пока ответчик готовит обжалование, постановление будет выполняться, и с органов Пенсионного фонда, отделов труда и социальной защиты деньги будут взысканы. И даже если апелляционный суд примет противоположное решение, т. е. откажет физическому лицу в удовлетворении иска, то, по ст. 266 КАСУ, вернуть средства, взысканные в пользу физического лица, нельзя. И это еще не весь спектр несовершенства этого производства».
Админпроцесс ждут изменения