Если наряду с понятием коэффициент заработка рассмотреть понятие коеффициент пенсии, то станет очевидным, что ч.2 ст.42 Закона № 1058-IV не повышает пенсии, а всего лишь частично компенсирует уменьшение ее наполнения, слегка уменьшает ее уменьшение

Вспомним, что коэффициент заработка - отношение суммы заработка к среднеукраинскому заработку за тот же период - фактически представляет заработок в универсальных единицах и не зависит от курса национальной валюты, от фактической наполненности (обеспеченности товарами) её единицы. Современное значение суммы заработка (Зп) легко определяется по коэффициенту заработка (Кз) и курсу универсальной единицы - среднеукраинскому заработку (Зс) -
Зп = Зс х Кз
В тех же самых универсальных единицах можно выразить не только суммы заработков, но размеры пенсий. Отношение установленного при назначении размера пенсии (П) к среднеукраинскому заработку (Зс) во время назначения пенсии можно назвать коэффициентом пенсии Кп = П / Зс. Именно это значение получается, если вычислять размер пенсии не в гривнах, а в тех же самых универсальных единицах (Зс), в которых представлен заработок (Зп) коэффициентом заработка (Кз). Использование коэффициента пенсии дает возможность вычислять современный размер пенсии в гривнах точно так же, как и коэффициент заработка дает возможность вычислять современный размер заработка в гривнах - умножением на современное значение курса универсальной единицы, т.е. на современное значение среднеукраинского заработка (Зс).
Такое изменение размера пенсии (в гривнах) можно выразить через прежний (Зсп) и новый (Зсн) среднеукраинские заработки. Новый размер пенсии (Пн) может быть получен делением прежнего размера пенсии (Пп) на прошлый среднеукраинский заработок и умножением на новый
Пн = (Пп / Зсп) х Зсн
Слегка видоизменим эту формулу
Пн = Пп х (Зсн / Зсп)
Второй сомножитель в этой формуле (Зсн/Зсп) представляет собой величину, которая в статистике называется темп роста среднего заработка.
Если бы пенсии осовременивались именно так, то можно было бы говорить, что темп роста пенсий совпадает с темпом роста заработков -
Т = Пн / Пп = Зсн /Зсп
.
Однако, в действительности мартовские повышения выполняются по другому, а именно
Пн = Пп х (1 + 0,20 х (Зсн - Зсп) / Зсп),
что можно выразить и так
Пн = 0,80 х Пп + 0,20 х Пп х (Зсн / Зсп)
Получается, что в новой пенсии сохраняются 80% старой и лишь 20% осовремененного размера.
Кроме того, следует отметить, что при строгом соблюдении терминологии такая процедура не соответствует Закону. Так, в соответствии с терминологией, имеющейся в любом статистическом словаре или учебнике по статистике, используемые в приведенных выше расчетах, называются следующим образом:
темп роста заработка - (Зсн/Зсп) - отношение нового заработка (Зсн) к прошлому (Зсп);
прирост заработка - (Зсн-Зсп) - разность между новым заработком и прошлым;
темп прироста заработка - (Зсн-Зсп)/Зсп - отношение прирост заработка к прошлому заработку.
Описанная выше процедура означает, что фактически мартовские повышения делаются на 20% темпа прироста среднеукраинского заработка. Теперь давайте опять заглянем в Закон:
ч.2 ст.42 закона № 1058-IV писал(а):
... у разі якщо величина середньої заробітної плати в Україні
за даними спеціально уповноваженого центрального органу виконавчої
влади у галузі статистики за минулий рік зросла, то з 1 березня
поточного року розмір пенсії підвищується на коефіцієнт, який
відповідає не менше ніж 20 відсоткам темпів зростання середньої
заробітної плати в Україні порівняно з попереднім роком.
Розмір та порядок такого підвищення пенсії визначаються у
межах бюджету Пенсійного фонду за рішенням Кабінету Міністрів
України.
за даними спеціально уповноваженого центрального органу виконавчої
влади у галузі статистики за минулий рік зросла, то з 1 березня
поточного року розмір пенсії підвищується на коефіцієнт, який
відповідає не менше ніж 20 відсоткам темпів зростання середньої
заробітної плати в Україні порівняно з попереднім роком.
Розмір та порядок такого підвищення пенсії визначаються у
межах бюджету Пенсійного фонду за рішенням Кабінету Міністрів
України.
Приведем приведенные выше формулы фактических повышений в соответствие с законом:
Пнз = Пп х (1 + 0,20 х Зсн / Зсп),
и
Пнз = Пп + 0,20 х Пп х (Зсн / Зсп)
Отсюда видно, что в полагающемся по букве Закона новом размере пенсии (Пнз) не достает 20% старого размера (Пп) -
Пн = Пнз - 0,20 х Пп
Покажу, как это выглядит на текущий год.
В расчетах используются среднеукраинские заработки
за 2007 год - Зсн=1197,91 грн. и
за 2006 год - Зсп=928,81 грн.
Темп роста за год составил Зсн/Зсп = 1197,91 / 928,81 = 1,2897 или 128,97%,
а темп прироста - (Зсн-Зсп)/Зсп = 0, 2897 или 28,97%
В соответствии с буквой закона повышение пенсии должно было бы составить не менее чем 25,79% (20% от 128,97). Фактически повышение выполнялось на 5,94%, что составляет 20% от 28,97.
На наглядном примере недоосовременивание пенсии, равной среднему заработку за предыдущий год, выглядит так:
если в 2007 году размер пенсии был равен 928,81 грн,
то в 2008 году он должен бы составлять 1197,91 грн,,
но законом предусмотрено повышение не хуже чем до 1168,39 грн.,
фактически по ПКМУ 374 пенсия повышена до 982,63 грн.
Необходимо отметить, что использование в законе термина темпы роста, конечно, ошибка (вследствие неграмотности законодателей).
Естественно прирост пенсии (и темп ее прироста) следовало бы выражать в процентах от темпа прироста среднеукраинского заработка.
Такая оплошность показывает более низкий образовательный уровень составителей-принимателей закона, пытающихся наспех "подогнать" проект, разрабатываемый десяток лет коллективом специалистов ПАДКО/USAID.
И оплошность эта может очень дорого обойтись Пенсионному фонду, если кто-нибудь возьмется в судебном порядке отстоять повышение по букве закона и, представив суду экспертные заключения ведущих ученых академических институтов, выиграет дело.
{Опубликовано также на юридическом форуме Главное™ в жизни Харькова}
{Продолжение следует}