В преддверии Пенсионной реформы в качестве официального аргумента её необходимости наши высокопосадовцы называли уравниловку - почти у всех в 2003 году размер пенсии составлял 141,90 грн. (в конце года -150 грн.).
В качестве достижений Наталия Шамбир вещала: "Вот теперь ваша пенсия будет зависеть от личного стажа и заработка".
Однако, в Законе Украины "О пенсионном обеспечении" № 1788-XII была описана следующая схема расчета размера пенсии.
ч.1 ст.19 писал(а):
Пенсії за віком призначаються в розмірі 55 процентів
заробітку (стаття 64), але не нижче мінімального розміру пенсії.
За кожний повний рік роботи понад 25 років чоловікам і 20 років
жінкам пенсія збільшується на 1 процент заробітку, але не менш як
на 1 процент мінімального розміру пенсії.
заробітку (стаття 64), але не нижче мінімального розміру пенсії.
За кожний повний рік роботи понад 25 років чоловікам і 20 років
жінкам пенсія збільшується на 1 процент заробітку, але не менш як
на 1 процент мінімального розміру пенсії.
пенсия - это часть заработка, размер которой линейно зависит от стажа.
В терминах современного закона (№ 1058-IV) процитированное правило (закона 1788-XII) можно описать так:
Пенсия = Зп х Кс + добавка_за_сверхстаж,
где Зп - личный средний заработок;
Кс - коэффициент стажа, Кс=0,55;
добавка_за_сверхстаж - за каждый год сверхнормативного стажа добавлялось по 1% от личного заработка или от минимальной пенсии - от большей из этих величин (в современном законе № 1058 - от меньшей из величин - основной размер пенсии и размер минимальной пенсии, см. второй абзац ч.1 ст.28 ).
Таким образом, в старом законе описана столь же явная зависимость от личного заработка и стажа (да и формула почти та же самая) как и в новом.
Так почему же при столь явной зависимости пенсии практически не различались, почему образовалась так называемая уравниловка?
Да потому, что тот закон предусматривал очень жесткое ограничение максимального размера пенсии:
ч.5 ст.19 писал(а):
Максимальний розмір пенсії не може перевищувати трьох, а для
працівників, зайнятих на роботах, передбачених пунктом "а" статті
13 і статтею 14 цього Закону, - чотирьох мінімальних пенсій за
віком.
працівників, зайнятих на роботах, передбачених пунктом "а" статті
13 і статтею 14 цього Закону, - чотирьох мінімальних пенсій за
віком.
ч.3 ст.19 писал(а):
Мінімальний розмір пенсії за віком встановлюється у розмірі
мінімального споживчого бюджету. В умовах кризового стану
економіки та спаду виробництва мінімальний розмір пенсії за віком
встановлюється у розмірі не нижче межі малозабезпеченості.
мінімального споживчого бюджету. В умовах кризового стану
економіки та спаду виробництва мінімальний розмір пенсії за віком
встановлюється у розмірі не нижче межі малозабезпеченості.
Следовательно, для ухода от уравниловки вполне достаточно было бы снять ограничение на максимальный размер и привести в соответствие с Конституцией минимальный размер. Существовавшая тогда норма противоречила Конституции, где сказано:
ч.3 ст.46 писал(а):
Стаття 46. ...
Пенсії, інші види соціальних виплат та допомоги, що є основним
джерелом існування, мають забезпечувати рівень життя,
не нижчий від прожиткового мінімуму, встановленого законом.
Пенсії, інші види соціальних виплат та допомоги, що є основним
джерелом існування, мають забезпечувати рівень життя,
не нижчий від прожиткового мінімуму, встановленого законом.
Для этого не потребовались бы огромные деньги на разработку Пенсионной реформы на протяжении десятка лет.
Замечу также, что при столь низкой минимальной пенсии за формулу расчета пенсии практически можно было считать следующую:
Пенсия = Зп х Кс,
где Зп - личный средний заработок;
Кс - коэффициент стажа, Кс=0,55+0,01 х число_лет_сверхстажа;
Замечу еще – в современном законе № 1058-IV вместо первого слагаемого – 0,55 – в формуле для Кс берется 0,20 для женщин (за 20 лет стажа) и 0,25 для мужчин (за 25 лет стажа). Тем самым, можно говорить о существенно разных оценках (Вс) года стажа:
- сверхнормативного по 1% за год и
- нормативного:
- Вс = 2,20% для мужчин и
- Вс = 2,75% для женщин.
Так что, год нормативного стажа оценивался по-разному для мужчин и женщин.
Отмечу и тот факт, что нормативный стаж оценивался выше сверхнормативного. Более чем в два раза выше. Поскольку этот стаж должен был обеспечивать хотя минимальный уровень существования.
Новая процедура расчета пенсии также предусматривает зависимость от личного заработка и стажа - также размер пенсии вычисляется как часть личного заработка:
Пенсия = Зп х Кс
В старой терминологии эту формулу можно выразить следующими словами:
пенсия по возрасту назначается в размере ( Ксх100)% от личного среднего заработка.
В отличие от прежнего число процентов сильно уменьшено - по 1% за любой год стажа.
Дополнительно учитываются и месяцы сверх полных лет - по одной двенадцатой доли процента за месяц.
Других принципиальных отличий в существовании и виде зависимости от стажа нет.
Введенная позже добавка_за_сверхстаж принципиальных изменений в наличие такой зависимости не вносит.
Однако почти сразу же со стартом реформы обнаружилось, что опять-таки у всех пенсии почти одинаковые.
Почему?
Причины, по крайней мере, три:
1. искусственное занижение размеров пенсий применением,
- во-первых, старого показателя среднего по Украине заработка (за 2002 год вместо 2003-го) и,
- во-вторых, дополнительное искусственное занижение даже этого показателя (до 306,45 грн. - по Постановлению КМУ № 1783-2003-п вместо 376,38 грн. по данным ГосКомСтата);
2. заниженная оценка года стажа с 2,75% (2,20%) до 1%;
для пенсионеров со стажем 30-40 размер пенсии упал с 60-75% от заработка до 30-40% от заработка (См. подробную Таблицу сравнения коэффициентов стажа; в последних двух столбцах добавка исчиляется в процентах не от заработка, а от меньшей из величин - основной размер пенсии и минимальный размер пенсии - "проценты от процентов" );
3. сохранилось нарушение ст.46 Конституции - минимальная пенсия была ниже гарантированного Конституцией уровня.
Вот эти искусственные занижения и привели к тому, что новый размер пенсии нередко оказывался ниже старого (для них сохранялся старый размер) - совокупность занижений свела на нет все усилия разработчиков Пенсионной реформы.
Для того чтобы предупредить обиду пенсионеров, тем же Постановлением КМУ № 1783-2003-п предусматривалась "утешительная" добавка в 4,2%, которая под волной возмущений была поднята до 12% Постановлением КМУ № 312-2004-п (сравните эту добавку с занижением вследствии подмены показателя среднего заработка с 2003 года на 2002-й - 18,6%, а затем офицально известного значения 376,38 грн. - на волевое 306,45 грн. - еще на 18,6%, в целом - занижение составило 33,7% ).
Вот так возникла уравниловка уже после старта Пенсионной реформы.
Последующие попытки "латания" путем введения дополнительной добавки_за_сверхстаж проблему уравниловки не решили.
Диспропорции по годам
Кроме того, уже к следующему году обнаружился существенный разрыв между размерами ранее назначенных (пересчитанных) пенсий и размерами вновь назначаемых пенсий.
Так, в 2006 году вновь назначаемые (пересчитываемые) пенсии уже оказывались в 2,5-3 раза больше тех, что были рассчитаны в 2004 году.
В результате чего?
Пенсионная реформа предусматривала осовременивание сумм заработков и пенсий (об этом я уже писал в своей заметке "Масштабирование и методика осовременивания заработков", а также на этом форуме в теме: "Осовременивание и пересчет по старому заработку").
Осовременивание личных заработков выполнено в виде предварительного перевода денежных сумм (в рублях, карбованцах, гривнах разных лет) в инвариантные относительно времени единицы - коэффициенты заработка (путем отнесения личных заработков к средним по Украине за те же месяцы).
При расчете пенсии по этим коэффициентам выполняется приведение к современному масштабу заработков путем умножения личного среднего коэффициента заработка Кз - на современное значение среднего по Украине заработка Зс:
личный Зп = Зс х Кз.
Поскольку средний по Украине заработок растет год от года, то один тот же заработок получается разным в разные годы его расчета. Соответственно и размер пенсии оказывается существенно зависимым от того, в каком году он назначается.
Разработчиками Пенсионной реформы предполагалось не только осовременивание сумм заработков при назначении пенсии, но также и осовременивание самих пенсий путем ежегодного перерасчета (а при резком росте среднего заработка - дважды в год).
Для такого перерасчета достаточно произведение вычисленных ранее коэффициентов заработка Кз и стажа Кс умножить на новое значение среднего по Украине заработка Зс:
Пенсия = Зс х (Кз хКс)
либо (ближе к исходной формуле) пересчитывать личный заработок согласно его определению:
Зп = Зс х Кз,
и, согласно определению же, размер пенсии:
Пенсия = Зп х Кс
(Надеюсь, что идентичность этих процедур очевидна даже школьнику пятого класса средней школы.)
Однако предложенное разработчиками осовременивание пенсий не вошло в закон, принятый Верховной радой.
Но именно отказ от осовременивания пенсий (а не только заработков) привел к диспропорции между пенсиями, назначенными в разные годы, при прочих равных условиях.
Ранее назначенные пенсии оказываются "замороженными" на том уровне, в котором они были назначены.
Особенно для тех категорий пенсионеров, которые фактически утратили трудоспособность.
Для тех, кто продолжает работать, еще осталась возможность хоть как-то раз в два года подтягивать свою пенсию до современного уровня путем перерасчета по ч.4 ст.42 ЗУ 1058-IV.
Но и здесь собственно осовременивание невозможно, если буквально следовать букве закона, где величина Зс определяется как средний по стране заработок за год, предшествующий году назначения, а не году перерасчета.
Применяя более современное значение, МинТруда и ПФУ фактически приравнивают такой перерасчет назначению.
В противовес этому неоднократно присутствующая в законе фраза "із заробітної плати (доходу), з якої була обчислена пенсія" является дополнительным указанием на замораживание суммы заработка, жесткой привязкой его к первоначальному размеру.
Для полноценного осовременивания пенсий при всех перерасчетах-перназначениях в подобных фразах должна присутствовать не сама "заробітна плата" -
Зп = Зс х Кз,
привязанная к году её вычисления, а только инвариантный относительно года "коефіцієнт заробітної плати (доходу)" - Кз.
Иначе "замораживания" пенсий не избежать.
Так же, как не избежать его при отсутствии регулярных перерасчетов.
Разовые акции типа проводимого с 01.01.2008г массового перерасчета общую ситуацию не изменить - все негативные нормы в законе сохраняются, во вновь вводимых нормах-заплатках всегда присутствует и противовес в виде разных ограничений.
И не нужно придумывать новые реформы - проект разработанный коллективом специалистов под руководством Грега Мак Таггерта был вполне работоспособным. В этом проекте имеется достаточно рычагов управления пенсионной системой.
Изуродован этот проект чиновничьим стремлением втиснуть новые пенсии в старые рамки разными ограничениями и попытками ручного управления внесением норм-заплаток и разовых акций.
Достижения Пенсионной реформы в Украине
Основные достижения Пенсионной реформы в Украине состоят во введении механизма осовременивания денежных сумм и в прозрачности пенсионных расчетов.
Механизм осовременивания до сих пор не понят чиновниками. Но при этом те чиновники продолжают талдычить свою мантру-заклинание про то, что "сначала Вашу зарплату сопоставят со средней по стране...". даже без намека на то, зачем это делается, и без особого понимания как это делается. А может быть даже это делается специально для оболванивания народа, для того, чтобы народ и не пытался самостоятельно понять и осознать.
Предложенный механизм осовременивания достаточно прост для понимания даже школьниками средних классов - достаточно вспомнить тему "Пропорции" из начального курса алгебры.
Идея основывается именно на том, что обеспеченность трудящегося и пенсионера определяется не столько абсолютными значениями его суммы дохода или пенсии, сколько тем, какое количество продуктов и других товаров можно закупить на его доход. Абсолютный расчет этого соотношения не слишком прост, проще сравнить свою обеспеченность с обеспеченностью соседа. Предложенный механизм осовременивания достаточно прост для понимания даже школьниками средних классов - достаточно вспомнить тему "Пропорции" из начального курса алгебры.
Идея основывается именно на том, что обеспеченность трудящегося и пенсионера определяется не столько абсолютными значениями его суммы дохода или пенсии, сколько отношением этого к доходам других граждан. В каждый период времени вы можете определить богаче или беднее ваш сосед независимо от того зарабатывает он по нескольку миллионов карбованцев или по нескольку сотен гривен. И это сравнение более продуктивно, чем сравнение собственного заработка сейчас и несколько лет назад. Так если, например в 1996 году оклад 250-260 гривен, а в 2007-м он достиг уровня 2500-2600 гривен, то стал ли работник в десять раз более обеспеченным, более богатым? Конечно же, нет. Потому, что у всех (в среднем) заработок увеличился во столько же раз, и продуктов и товаров на новый оклад можно закупить не больше, чем десять лет, а примерно то же самое количество.
- в каждый период времени вы можете определить вы богаче или беднее, чем ваш сосед. Независимо от того зарабытывает он по нескольку миллионов карбованцев или по нескольку сотен гривен в месяц. И это сравнение более продуктивно, чем сравнение собственного заработка сейчас и несколько лет назад. Так если, например в 1996 году мой оклад составлял 250-260 гривен, а в 2007-м он достиг уровня 2500-2600 гривен, то стал ли я в десять раз более обеспеченным, более богатым? Конечно же, нет. Потому, что у всех (в среднем) заработок увеличился во столько же раз, и основных продуктов и товаров на новый оклад можно закупить не больше, чем десять лет, а примерно то же самое количество.
Сравнение уровня своей обеспеченности с соседом субъективно – более объективным является сравнение со средним по стране уровнем. Так мы приходим к пропорциям своего заработка со средним по стране в разные периоды.
Возьмем, например, упомянутые выше оклады и попробуем ответить на вопрос, какому уровню дохода в ноябре 2007 года соответствует заработок в 250 гривен в сентябре 1996 года. Средний по стране заработок в сентябре 1996 года составлял 132,70 гривен, а в ноябре 2007 года – 1485 гривен (по данным ГосКомитета по статистике).
Составим простую школьную пропорцию:
Год и заработок заработок
Месяц средний личный
1996 сентябрь : 132,70 грн. – 250 грн.
2007 сентябрь : 1485,00 грн. – Х
Решается такая пропорция всем известным школьным методом – «крест-накрест» -
Х = 1485,00грн. х 250грн./ 132,70грн. = 1485,00грн. х 1,88394 = 2797,67грн.
Таким образом, фактический заработок в 2500 гривен в ноябре 2007 года оказывается меньше заработка в 250 гривен в сентябре 1996 года.
Рассмотрим еще одну пропорцию, взяв за первую пару личный и средний заработки за сентябрь 1994 года, когда мой оклад составлял 1 854 400 карбованцев, а средний по стране - 1 321 503 карбованцев.
Пропорция получается следующей:
1 321 503 карб. - 1 854 400 карб.
1485,00 грн. – Х
Решение этой пропорции:
Х = 1485,00грн. х 1854400карб. / 1321503карб. = 1485,00грн. х 1,40325 = 2083,83грн.
Обратите внимание - несмотря на то, что исходные величины были в карбованцах, результат получается в гривнах.
Вот безразмерные величины – отношения личного заработка к среднему (в примерах это 1,88394 и 1,40325) – и названы коэффициентами заработка и обозначаются - Кз.
Для вычисления личного среднемесячного заработка нет смысла находить среднее от величин 1 854 400 карб., 250 грн. и 2500 грн., осмысленным будет сначала привести их к единому уровню – среднемесячному по Украине заработку хотя бы за предыдущий год (за текущий год это значение еще не может быть известно). Этот заработок в тексте закона обозначается как Зс.
При расчете размера пенсии они вычисляются за каждый месяц периода – Кз1, Кз2, Кз2,…, - по которому определяются личный заработок.
Умножением этих величин на Зс можно получить осовремененные значения самих заработков Зп1 = Зс х Кз1, Зп2 = Зс х Кз2, Зп3 = Зс х Кз3, …
и затем можно находить личный средний заработок (школьная процедура вычисления среднего арифметического).
Однако заметим, что суммируемые произведения имеют один и тот же первый множитель, целесообразно (для уменьшения количества умножений в расчет) вынести этот сомножитель за скобки. В результате подучится произведение Зс на среднее арифметическое месячных коэффициентов заработка. Вот это среднее названо в законе личным средним коэффициентом заработка и обозначается как Кз. По величинам Зс и Кз может быть вычислен личный средний заработок – Зп = Зс х Кз. Эта величина уже приведена к современному уровню зарплат и цен.
(Очень сложная и непонятная процедура? Чиновники в СМИ неоднократно подчеркивали исключительную сложность расчетов. Быть может они не учились в школе? Или прогуливали уроки математики еще с начальной школы?)
Но если вычисленный заработок не осовременивать ежегодно (путем замены только одного множителя – Зс), то личный средний заработок для определения размера пенсии остается замороженным на момент его вычисления и с каждым годом этот заработок (а вместе с ним и пенсия) будет всё более и более отставать от изменяющегося уровня зарплат и цен. Вследствие такого замораживания исчезает весь эффект от проведенной процедуры осовременивания. Так обесценивается и сама идея Пенсионной реформы.